Фильм «А поутру они
проснулись», поставленный известным актером Сергеем Никоненко (он же сыграл
в нем и одну из ролей), вполне можно использовать как антиалкогольную агитку,
наглядное и весьма убедительное пособие в кампании по борьбе с пьянством. Не в
стране — в отдельно взятом человеческом организме. В основе сценария —
произведения Василия Шукшина, неоконченная повесть и рассказы «Обида», «Ночью
в бойлерной», «Привет Сивому». Все — про это самое дело (тут следует
выразительно-характерным жестом пощелкать себя по шее под подбородком).
...Любой артист знает:
пьяного (а непохмеленный еще хуже его) следует играть, будучи совершенно
трезвым. И высший актерский пилотаж — именно так играть и быть абсолютно
правдивым. В этой картине превосходный актерский ансамбль. Кроме Никоненко это
Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Евгений Стычкин, Василий Мищенко, Игорь
Бочкин, Владимир Большов, Игорь Христенко. Все без исключения точно соблюдают
меру «физиологичности», неизбежной в данном случае, мастерски сочетая
искренность, человечность и лицедейство. Они играют не карикатурных персонажей,
а живых людей, «хворающих за свои же деньги», без пережимов, без традиционных
актерских наигрышей и клоунады. Интеллигент-математик и бывший зэк, тракторист
и сантехник, руководящий работник и профессор (помимо главных героев, обитателей
вытрезвителя, в фильме есть еще и эпизодические роли, исполняемые не менее
убедительно) — всех их объединяет одна, но пламенная страсть. Нет, даже
не просто выпить, а чаще всего «душу унять». А что из этого получается — каждый
расскажет с экрана сам: фильм выстроен как череда новелл-иллюстраций к этим
их рассказам на тему «Как я здесь очутился?». Смешно и страшно, жутко и забавно.
Фильм адекватен самой жизни, и о болезненнейшей для нашего народа проблеме —
пьянстве повествует он в сложнейшем жанре трагикомедии. Не пафосно,
а сочувственно и с болью, когда, глядя на экран, порой и не знаешь, хохотать или
содрогаться.